logo new

Всероссийский молодежный конкурс исследовательских работ и инженерных проектов памяти лётчика-космонавта А.А. Сереброва

Показать все секции

КОНЦЕПЦИЯ МОДУЛЬНОГО МЕЖПЛАНЕТНОГО КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

КОНЦЕПЦИЯ МОДУЛЬНОГО МЕЖПЛАНЕТНОГО КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ В докладе рассматривается ряд технических проблем, связанных с созданием межпланетного космического корабля и выводом его в космос. Из них самой сложной является конструирование ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, которая будет способна вывести на орбиту Земли космический корабль, весящий десятки тонн. Самая сложная в исполнении часть ракеты-носителя сверхтяжёлого класса - это двигатели первой ступени и система управления ими. Эти двигатели должны обладать огромнейшей тягой, тысячи тонн. Ныне производимые модульные ракеты-носители сверхтяжелого класса имеют массу недостатков. Это и большое количество двигателей (десятки), что сказывается на надежности, и маленький объём выделенного под полезную нагрузку пространства внутри головного обтекателя. В докладе рассмотрены основные требования, предъявляемые к космическому кораблю, способному долететь до Марса, сформулированы требования к модулям, из которых он будет состоять (служебный модуль, командный модуль, посадочный модуль). Космический корабль, удовлетворяющий этим требованиям, будет состоять как минимум из шести модулей и весить десятки тонн. В связи с вышеуказанными проблемами по проектированию и построению ракет-носителей сверхтяжелого класса, вывести этот корабль в космос «целиком» невозможно. Концепция модульного межпланетного космического корабля подразумевает «сборку» космического корабля на орбите Земли из самостоятельных модулей, по отдельности выводимых ракетами-носителями тяжелого класса на низкую опорную орбиту (193-220 км над уровнем моря). Одним из главных преимуществ модульного космического корабля является его многоразовость. После совершения полета (орбита Земли-орбита Марса-орбита Земли) космический корабль может оставаться на орбите Земли в виде орбитальной станции, можно и обитаемой. Рассмотрена проблема удорожания дальнего полёта при использовании энергетической установки, состоящей из жидкостных ракетных двигателей из- за сложности в её конструкции и эксплуатации. В перспективе топливный, окислительный и двигательно-генераторный модуль можно будет заменить атомной энергетической установкой. Описаны различные типы альтернативных двигательных установок для использования их в дальних космических полётах (ядерные различных конструкций, ионные). Сделан вывод, что при нынешнем уровне научно-технического прогресса модульный межпланетный космический корабль есть единственная возможность человеку помахать Земле рукой с поверхности другой планеты.