logo new

Всероссийский молодежный конкурс исследовательских работ и инженерных проектов памяти лётчика-космонавта А.А. Сереброва

Показать все секции

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

12 апреля 1961 года началась история пилотируемой космонавтики, ведь именно в этот день советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил свой первый космический полет, который продлился 108 минут и навсегда вошел в историю освоения космоса. После легендарного полета Гагарина Ю. А. пилотируемая космонавтика активно развивалась, в результате чего стали возможны не только единичные краткосрочные полеты, но и постоянное пребывание экипажей космонавтов на орбите. Создание космического корабля многоразового использования стало важным шагом для человечества в освоении космоса, поскольку появилась возможность с помощью шаттлов выполнять принципиально новые задачи, которые вставали перед учеными и военными. История космических аппаратов многоразового использования началась в 1967 году, до первого пилотируемого полёта по программе «Аполлон». 30 октября 1968 года НАСА обратилось к американским космическим компаниям с предложением проработать многоразовую космическую систему с целью снижения затрат на каждый пуск и на каждый килограмм полезного груза, выведенного на орбиту. Правительству предложили несколько проектов, но каждый из них стоил не менее пяти миллиардов долларов США, поэтому Ричард Никсон отверг их. Планы у НАСА были крайне амбициозные. Проект подразумевал работу орбитальной станции, на которую, и с которой, челноки постоянно возили бы полезные грузы. Также челноки должны были запускать и возвращать спутники с орбиты, обслуживать и ремонтировать спутники на орбите, проводить пилотируемые миссии. Решением стало создание шаттла, инвестиции в который должны были окупиться благодаря выводу на орбиту спутников на коммерческой основе. Для успеха проекта было важно максимально снизить стоимость вывода каждого килограмма груза на орбиту. В 1969 году создатель проекта говорил о снижении стоимости до 40-100 американских долларов за килограмм, в то время как для Сатурн-V этот показатель составлял 2000 долларов. Для запуска в космос шаттлы использовали два твердотопливных ракетных ускорителя и три собственных маршевых двигателя. Твердотопливные ракетные ускорители отделялись на высоте 45 километров, затем приводнялись в океан, ремонтировались и использовались повторно. Главные двигатели используют жидкий водород и кислород в подвесном топливном баке, который отбрасывался на высоте 113 километров, после чего частично сгорал в атмосфере.